• Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь

Главные события

  • Главные события

Городской транспорт оставят без тахографов


Приборы могут установить только для дальних поездок.

Городские автобусы, на которых с 1 июля должны начать в обязательном порядке устанавливать тахографы, могут быть избавлены от этой необходимости. 
В рамках регуляторной гильотины предлагается убрать требование об оснащении тахографами автобусов, работающих в городском и пригородном сообщении, сохранив его лишь для междугородних и международных маршрутов. 
Автобусные перевозчики поддерживают эту инициативу. Но единства нет даже в рабочей группе, которая обсуждает этот вопрос.
 Эксперты считают, что перевозчики пытаются обезопасить себя от претензий надзорных органов и самих водителей, которые в последнее время успешно используют показания тахографов в суде для того, чтобы доказать переработку и получить за нее компенсацию.

На прошлой неделе на заседании рабочей группы по автомобильному транспорту в рамках регуляторной гильотины было предложено изменить постановление правительства, вводящее обязательное оснащение автобусов тахографами (аппаратами, обеспечивающими непрерывную регистрацию информации о скорости и маршруте движения, а также о режиме труда и отдыха водителей). Об этом “Ъ” рассказал президент Московского транспортного союза и сопредседатель этой рабочей группы Юрий Свешников.

Из-под действия постановления предлагается вывести автобусы, осуществляющие регулярные перевозки в городском и пригородном сообщении, оставив требование об обязательном оснащении только для автобусов, работающих в междугороднем и международном сообщении.

Как пояснил господин Свешников, это предложение опирается на европейский опыт: в Европе тахографы, как правило, не используются на автобусах, работающих на маршрутах протяженностью менее 50 км. Также, отмечает он, за автобусами на городских и пригородных маршрутах постоянно наблюдают городские диспетчерские, что делает тахографы избыточными. На таких автобусах уже установлено множество различных систем, в том числе аппаратура спутниковой навигации (АСН), система ЭРА-ГЛОНАСС и так далее. Господин Свешников рассказывает, что тахограф стоит порядка 56 тыс. руб., на нем раз в три года необходимо менять систему криптозащиты (20 тыс. руб.). К тому же, говорит он, существующие системы тахографии не всегда учитывают особенности режима труда и отдыха водителей городского транспорта: так, нормы труда и отдыха предписывают водителю сделать перерыв 15 минут через четыре часа, а потом — по 15 минут каждые два часа, что плохо согласуется с регулярным расписанием и пробками.

18 марта, поясняет Юрий Свешников, предстоит голосование по включению изменений в постановление правительства №382 в реестр изменяемых нормативно-правовых актов. По его словам, крайне важно, чтобы изменение произошло до мая, поскольку уже с 1 июля вступает в силу требование об обязательной установке тахографов на городские автобусы. Но в Минтрансе подчеркнули, что, по постановлению правительства от 30 марта 2019 года №382, транспортные средства категорий М2 и М3 (автобусы), осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, должны оснащаться тахографами. «Решений об отмене данного требования не принималось»,— напоминают в министерстве.

Автобусная отрасль поддерживает такое изменение, отмечает директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова, но «радоваться пока рано, поскольку у инициативы оснащать городские автобусы тахографами есть свои интересанты».

По ее словам, «более бессмысленных трат представить себе было нельзя». «Оснащение автопарка с 300 автобусами обошлось быть примерно в 15 млн руб. При этом стоит понимать, что сейчас все современные автобусы уже ими оснащаются. Через пять-семь лет весь автопарк будет обновлен, и здесь получаются двойные траты, если обязать всех установить тахографы сейчас»,— поясняет она. Кроме того, обязательное следование режиму труда и отдыха с контролем через тахографы может привести к казусным ситуациям, когда водитель просто будет высаживать пассажиров посреди дороги, предупреждает Татьяна Ракулова.

«Когда речь идет о здоровье и жизни пассажиров, а нередко и самих водителей автобусов, излишних мер безопасности быть не может. Тахограф — одна из них, дополнительный стимул для сотрудников и работодателей соблюдать режим труда и отдыха»,— считает генеральный директор АО «Мострансавто» Владислав Мурашов.


Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин уточняет, что единства внутри рабочей группы по обсуждаемому вопросу нет. По его мнению, такой инициативой городские перевозчики пытаются защитить себя от надзорных органов и исков водителей. Он отмечает, что режим труда и отдыха на городском автотранспорте систематически нарушается: «водители фактически превратились в рабов, на некоторых предприятиях норма 700 км в день, что требует порядка 14–15 часов работы».«Вероятно, многие перевозчики из противников установки тахографов на городские автобусы не хотят брать ответственность только на себя за дорогостоящее оборудование, неправильно установленное в специализированной мастерской,— полагает эксперт НАПТА Тарас Коваль.— Считаю, что необходимо также ввести ответственность за установку тахографов мастерскими».

Тахограф — не панацея от всех бед, говорит эксперт: «если система внутри города позволяет систематически проверять информацию в диспетчерских пунктах, потребности в технических средствах нет, а если не позволяет — на помощь приходят тахографы». Но в России, поясняет он, контролеры годами не ходят на диспетчерские пункты, особенно в городе, тогда как пригородные и междугородние перевозки иногда проверяют. А ГЛОНАСС-приемник позволяет лишь контролировать положение транспортного средства, но не нахождение водителя за рулем.

Штраф трудовой инспекции за нарушение режима труда и отдыха водителя может составлять 500 тыс. руб., чего перевозчики опасаются. Также, отмечает он, водители уже научились использовать показания тахографа для защиты своих прав и требовать с предприятий оплату сверхурочных через суд: он приводит в пример водителя компании «Сельта», доказавшего свою правоту в суде в прошлом году, а также недавний аналогичный случай в Калуге. Господин Мирошин уточняет, что в Европе норма о расстояниях ниже 50 км применяется лишь для международных перевозок и там нет единого законодательства о тахографах: в Англии, Германии и Бельгии есть такой закон, в некоторых других странах — нет.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/4291068

© 2005-2017 Ассоциация «ЕТС «АЛС». Авторские права на материалы, опубликованные на нашем сайте, принадлежат Партнерству, либо другим авторам или изданиям, копирование разрешено только с письменного разрешения Партнерства.

Телефон/факс: +7 (495) 739-34-00    
Адрес:  125212, г. Москва, Кронштадтский бульвар, дом 7, стр. 4, офис 21. 
E-mail: info@rosbuslines.ru