в г. Липецк, в рамках Форума «Сообщество», организованного Общественной палатой Российской Федерации, прошел Круглый стол «Роль науки и образования в реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

12 июля 2022
Модератором Круглого стола выступила член Общественного совета при Минтрансе России Юлия Николаевна Ризаева. В формате видео-конференции в мероприятии приняли участие Председатель Общественного совета – Татьяна Викторовна Горовая и член Общественного совета Борис Олегович Лоран.

О подготовке кадров для транспортной отрасли в условиях санкций и преимуществах российского высшего образования мы побеседовали с членом Общественной палаты РФ от Липецкой области и Общественного совета при Минтрансе России, заведующей кафедрой «Управление автотранспортом» Липецкого государственного технического университета, доктором технических наук, доцентом Юлией Ризаевой.

- Вы модерировали круглый стол «Роль науки и образования в реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», который прошел в рамках июньского форума «Сообщество» в Липецке. Какие вопросы, поднятые во время дискуссии, вы бы отметили в первую очередь?

- Хочу заметить, что Комиссия по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ регулярно проводит подобные мероприятия, посвященные задачам функционирования транспортной отрасли и проблемам, стоящим перед транспортным комплексом. В них всегда принимают участие члены Общественной палаты, Общественных палат субъектов Российской Федерации, представители исполнительных органов государственной власти, Общественного совета при Минтрансе России, Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, образовательных организаций высшего образования, научных организаций, профессионального сообщества. Они отмечают, что происходящие в последнее время технологические изменения транспортной отрасли и цифровизация экономики в целом требуют концептуального нового комплексного подхода к организации образовательного процесса и подготовки кадров для транспортной сферы.

Очень важным для развития транспортной отрасли, по мнению участников прошедшего круглого стола, является сокращение разрыва между отраслью и наукой: мы нуждаемся в увеличении связей науки, системы образования и производства, в диалоге с рынком труда. И одним из примеров успешной практики здесь стало соглашение о сотрудничестве между Московским автомобильно-дорожным университетом и Ассоциацией «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны», которое подразумевает проведение совместных исследований и реализацию проектов по актуальным направлениям развития системы агломерационной транспортной мобильности и междугородних пассажирских перевозок, прохождение всех видов практик и стажировок, проведение совместных профориентационных мероприятий и конференций, организацию трудоустройства выпускников.

Также участники круглого стола акцентировали внимание на том, что развитие транспортной отрасли невозможно без привлечения молодых кадров. Особенно остро встает вопрос о вовлечении молодежи в научно-исследовательскую работу и закреплении в науке перспективных высококвалифицированных молодых кадров.

Кроме того, во время дискуссии отмечалось, что для подготовки высококвалифицированных кадров для транспортной сферы необходимо укрепление материально-технической базы профильных образовательных организаций.

- Что вы думаете об отказе от Болонской системы? Что эффективнее при подготовке специалистов для транспортной отрасли – двухуровневая система или специалитет?

- По моему мнению и мнению большинства экспертов, специалитет наиболее приемлем при подготовке кадров для транспортной отрасли. Но, конечно, нужно смотреть по конкретным направлениям подготовки, потому что где-то, может быть, будет более приемлемо оставить двухуровневую систему «бакалавриат + магистратура». К этому нужно подходить очень взвешенно и учитывать мнение и работодателей, и высшей школы.

Что касается реформирования высшего образования в целом, нужно решать имеющиеся проблемы: снижать бумажную нагрузку, создавать конкурентные условия и мотивацию (оплата труда и пр.), реализовывать программы поддержки молодых кадров, снижать региональную образовательную асимметрию.

- Как введение санкций уже отразилось и отразится в дальнейшем на российских ВУЗах?

- Да, мы слышим отказы от сотрудничества, о приостановке сотрудничества на уровне отдельных зарубежных вузов, научных сообществ и международных фондов, которые выдают гранты и стипендии на обучение за границей, в том числе российским студентам. Зарубежные научные издания начали отказывать нашим ученым в публикациях, мы тоже с этим сталкиваемся. Это означает сокращение доступа к объемам научных знаний (конференциям, научным разработкам), уменьшение обмена опытом между нашими и зарубежными учеными, снижение мобильности студентов, но, как следствие, переход во многом на собственные силы, развитие самостоятельной российской науки и системы высшего образования.

Поэтому сейчас научные и образовательные учреждения ищут партнеров в странах, которые отказались от введения санкций против нашей страны. Этот процесс должен получить поддержку на государственном уровне.

Органы власти, ответственные за российскую науку и систему образования, должны быть готовы уже сегодня оказать экстренную финансовую и организационную помощь научно-образовательным центрам, вузам, которые из-за санкций потеряли возможности действовать в прежнем режиме. На мой взгляд, в первую очередь необходимо предоставление государственной поддержки отраслям науки и вузам, которые обеспечивают поддержание безопасности, обороноспособности и социальной устойчивости нашей страны.

Крайне важно уделить внимание подготовке молодых научных кадров, особого внимания заслуживает институт подготовки кадров высшей квалификации, аспирантуры.

- В чем вы видите сильные стороны высшего образования в России? 

- В сильных научно-педагогических школах, функционирующих на базе вузов, которые активно работают по широкому спектру направлений фундаментального и прикладного характера. Это исследовательские коллективы, которые объединят не одно поколение ученых, талантливых учеников из аспирантов и студентов, учебно-вспомогательной и научной базы. Каждая школа разрабатывает определенную научную проблему транспортной отрасли и ведет подготовку кадров для транспортного комплекса страны. Достижения научно-педагогических школ транспортной отрасли признаны и большой российской и мировой наукой, пользуются признанием академического сообщества и государства. И в современных условиях очень важно сохранить российские региональные научные школы, потому что процесс их формирования долгий и трудоемкий.

Беседовал Александр Никитушин.

Фотогалерея

Возврат к списку